24 апреля в 16:00 состоится открытие выставки Н. У. Мартынова «Красота обыденности в акварелях мастера». Выставка будет открыта для посещения по воскресеньям с 16:00 до 18:00 до 29.05. Организация коллективного посещения выставки +7 (905) 270-65-25. Вход свободный
Художественное наследие Николая Устиновича Мартынова насчитывает сотни произведений. Некоторые исследователи его творчества, а также коллеги и друзья считают акварели наиболее сильной и яркой гранью его таланта. Изданы две монографии, написано множество статей обобщающего характера, которые раскрывают самые значительные произведения художника в технике масляной живописи, пастели и акварели в том числе. Однако акварели художника являются органичной, самостоятельной полноценной частью и столь выразительны, что заслуживают более пристального внимания, отдельного представления и исследования. Значительная их часть написана в студенческую пору и в ранние годы становления; зрелый период представлен северным, арктическим циклом и мотивами псковщины.
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни в изобразительном искусстве художник нередко обращался к технике акварели, чувствуя, когда сюжет «акварелен» и никакой другой материал не способен дать желаемый результат. Тогда живописец отходил от работы маслом с его богатейшими неисчерпаемыми возможностями и прибегал к этому нежному, текучему и трудно управляемому материалу. Но, кажется, что не только иные технические и художественные качества влекут художника.
Акварель «открывается» натуре тонкой, чувствительной, смелой и темпераментной. Эта техника требует быстроты, навыка, сноровки, мастерского владения кистью, умения безошибочно и точно накладывать мазки и широкие заливки. Важно учитывать влияние на результат сорта бумаги, качество красок и кистей, температуры и влажности воздуха. Только в этом случае акварель «отблагодарит» автора и проявит самые ценные ее качества: прозрачность, свежесть, мягкость и естественность переходов одного цвета в другой, завораживающую градацию тончайших оттенков и нюансов, ни с чем несравнимую колористическую цельность всего изображения.
Сам Николай Устинович Мартынов говорит об этом сложном процессе: «Если художник не научился управлять акварелью, то акварель будет управлять художником«. Кажущаяся стихийность действа на самом деле находится под чутким контролем художника, направляющего живые потоки в нужное русло.
Рассеялись по свету произведения живописца в масле: в коллекциях музеев, галерей, частных собраний. Осталась лишь их небольшая часть; сохранилась и объемная стопка листов акварели, по которым можно проследить весь творческий путь Николая Мартынова, эволюцию его развития.
В далекие послевоенные студенческие годы он уже заявлял о себе, как
о вдумчивом, талантливом художнике. Об этом красноречиво говорит награда дирекции ЛВХПУ им. В.Мухиной особо отличившемуся студенту — поездка на Волгу. Это было большое, яркое событие, впечатления от которого отразились в акварельных работах.
Образ великой русской реки прославили в своих произведениях выдающиеся художники прошлого: Алексей Саврасов, Илья Репин, Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Абрам Архипов. Особенное восхищение и восторг Николая Мартынова вызывали произведения гениального Федора Васильева. Высокие образцы давали ориентир, направление в реалистическом понимании натуры. И, конечно, первые шаги в искусстве совершались под влиянием «старых мастеров», но все же ростки своего видения давали о себе знать. Пока чувствуется некоторая робость, нет еще той свободной раскрепощенности в самовыражении, которая появится позже. В волжском цикле использовались, кроме акварельных красок, белила, что давало начинающему неискушенному художнику дополнительные возможности для уточнения, нанесения деталей. Юношу влекли сюжеты с причалами, судами, дебаркадерами, эпизоды рабочей жизни реки. Его покорила открывшаяся красота, простор, ощущение спокойствия и величавости, деловой неторопливости, которые были с любовью и тщательностью переданы в ряде листов. Графичная сюжетная, повествовательная часть занимает небольшую часть этих композиций, остальное поле щедро отдано стихии воды и неба, порой клубящегося жемчужными облаками, порой тихого и безмятежного с едва уловимыми переходами бледных тонов. Мазок легок, почти невесом, где необходимо, плотен и осязаем. Палитра достаточно многоцветна и гармонична, читается расположенность к звучным контрастам. Желание «взять краску во весь голос» наиболее явно проявляется в архитектурном пейзаже «Ставрополь на Волге (до затопления)» 1955г.
о вдумчивом, талантливом художнике. Об этом красноречиво говорит награда дирекции ЛВХПУ им. В.Мухиной особо отличившемуся студенту — поездка на Волгу. Это было большое, яркое событие, впечатления от которого отразились в акварельных работах.
Образ великой русской реки прославили в своих произведениях выдающиеся художники прошлого: Алексей Саврасов, Илья Репин, Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Абрам Архипов. Особенное восхищение и восторг Николая Мартынова вызывали произведения гениального Федора Васильева. Высокие образцы давали ориентир, направление в реалистическом понимании натуры. И, конечно, первые шаги в искусстве совершались под влиянием «старых мастеров», но все же ростки своего видения давали о себе знать. Пока чувствуется некоторая робость, нет еще той свободной раскрепощенности в самовыражении, которая появится позже. В волжском цикле использовались, кроме акварельных красок, белила, что давало начинающему неискушенному художнику дополнительные возможности для уточнения, нанесения деталей. Юношу влекли сюжеты с причалами, судами, дебаркадерами, эпизоды рабочей жизни реки. Его покорила открывшаяся красота, простор, ощущение спокойствия и величавости, деловой неторопливости, которые были с любовью и тщательностью переданы в ряде листов. Графичная сюжетная, повествовательная часть занимает небольшую часть этих композиций, остальное поле щедро отдано стихии воды и неба, порой клубящегося жемчужными облаками, порой тихого и безмятежного с едва уловимыми переходами бледных тонов. Мазок легок, почти невесом, где необходимо, плотен и осязаем. Палитра достаточно многоцветна и гармонична, читается расположенность к звучным контрастам. Желание «взять краску во весь голос» наиболее явно проявляется в архитектурном пейзаже «Ставрополь на Волге (до затопления)» 1955г.
Притягивает внимание простым, но очень проникновенным сюжетом лист «Вечерние облака» 1955г. Его ценность заключается в найденной огненно-горячей напряженности освещенного неба с огромным облаком и тронутой тем же теплом крыши дома. Слитность и единство небесного и земного, властная мощь природного явления показана во всей красе и величии момента. Николай Мартынов воспроизводит видимый мир не умозрительно, а творчески, перерабатывая до категории сложного художественного образа. И хотя формат невелик, в нем есть приметы монументальности и широты видения, что в дальнейшем разовьется в одну из главных черт индивидуального почерка живописца.
К раннему периоду относится пейзаж «Весна» 1955г., наполненный лирическим, трепетным чувством. На сближенных серебристых и мягких тонах организованное пространство дышит растворенным в воздухе зыбком мареве мерцающих мазков снежной пыли, вплавленных в плоть шероховатой бумаги. Незатейлив мотив, но что важно: прослеживается общая тенденция творчества Н.Мартынова в обыденном находить поэзию и красоту.
Из серии городских пейзажей выделяется «Купчино» 1953г., написанный по-мокрому. Влажно-туманное утро большого города раскинуло сеть железной дороги. Бесприютное мигание тусклых огоньков в серой мгле — сюжет неблизкий душе художника, тема города в дальнейшем не имела глубокого развития.
Радостная взволнованность и восхищение читается в мотивах живой природы! Николаю Мартынову близки и дороги Пушкин и Павловск с его красивейшими парками — как источник изобразительного материала. Пейзаж «Павловск. Весна. 1960г» написан в контражуре. Пронизана светом череда березок, кромки их трепещут тонким шелком на ветру ясного дня, берестяной узор покрывает сложным орнаментом стволы деревьев — главных героев на холмистом ландшафте.
Несколько работ посвящено городу Пушкину, ставшему родным, где художник провел большую часть жизни. Перед нами предстает «ушедший» город с тихими двориками, деревянной архитектурой, сохранившей дух Царского Села. «6 ноября г.Пушкин» 1955г., «Пушкинский дворик» 1955г.
С озорством мальчишки написана работа «Кот на крыше» 1952г. Изображение животного на заснеженной крыше — притягательный акцент композиции, без этого задорного штриха картина не была бы столь обаятельна.
Тема малой родины всегда волновала и вдохновляла Николая Мартынова. Этот мир, в котором он родился и вырос, воспет и сохранен в его произведениях.
В пейзаже «Дедов дом» 1982г. художник передал атмосферу далеких лет, чудом сохранившийся старый дом и вековую березу. Неслучайно художник прибегает к изображению березы, видя в этом нечто большее, нежели художественное. Для него это исток, почвенное родство, все что ему дорого. Это сама Россия.
А вот другой сельский пейзаж: «Зимняя ночь. д. Рудня» 1982г. Деревня погружена в холод зимнего вечера. Сияющий переливчатым ореолом диск луны освещает ледяным сиянием застывшую в морозном оцепенении околицу с широкой дорогой. Располагаясь по диагонали, она занимает изрядную часть композиции, как бы обращая на себя внимание. Нет, не замерзшие под тяжестью сугробов избы, главное здесь — дорога — основная артерия деревенской жизни. Недаром эта тема в реалистическом искусстве прошлого и настоящего так популярна, располагая к размышлениям, воспоминаниям, мечтам. Николай Мартынов продолжает сложившуюся живописную традицию и вносит свою трактовку в художественный образ «дороги». Для него — это путь, тайна, история, уходящая в глубь веков.
Дорога творческих исканий, неуемность натуры, страстная жажда познания мира привела художника в 1964г. на крайний Север, который вскоре занял главенствующее место в его творчестве. Воля случая разворачивает его, казалось бы, в совершенно другую сторону: неизведанную, чужую, опасную, но художник воспринимает это как подарок судьбы. Уже становится недостаточно привычного, понятного, близкого и хорошо прочувствованного материала. В далекие 60-е многим грезилась романтика далеких путешествий, уникальных исследований. Хотелось увидеть своими глазами суровый край, знакомый лишь по кинохронике, запискам исследователей и отчетам ученых.
Реальность Арктики была суровой и беспощадной, порой обманчиво ласковой, манящей в смертельную ловушку; выживали и работали в тяжелейших условиях только самые стойкие, крепкие духом и физически.
Но невиданные трудности лишь закалили волю молодого художника, укрепили убежденность в правильности выбора главной темы его произведений, помогли полностью раскрыться его дарованию. Мартынов, полюбив этот край раз и навсегда, стал служить ему всей силой своего искусства. Его покорил необыкновенный мир Севера живыми космическими спектаклями северного сияния, неземными красотами ледяных нагромождений, поражающих своим нерукотворным происхождением, величественные грозные громадины айсбергов, а так же обитающие здесь белые медведи, моржи, тюлени, лебеди. Знакомство с людьми незаурядных профессий: полярными летчиками, учеными, бурильщиками, водителями вездеходов, а так же общение с оленеводами, рыбаками, охотниками, коренными жителями Заполярья — без всего этого не состоялся бы большой художник.
Рождались новые художественные образы, вырабатывался иной изобразительный язык: сдержанная палитра красок, лаконичность, целостность и обобщенность, появилась свобода выражения, широта видения и монументальность.
Ямал, Таймыр, Чукотка, Земля Франца Иосифа, полярные станции Северный полюс 22,23,24, Архипелаг Северная Земля — вот те места, что вдохновляли к творчеству двадцать самых успешных, ярких, насыщенных и плодотворных лет Николая Мартынова.
В многочисленных акварелях он создал свой Север, грандиозный, запоминающийся, волнующий, захватывающий. Кто никогда не видел Арктику, верит художнику, что этот край такой и есть: непостижимый, ни на что не похожий, но потрясающе прекрасный.
«Северная эпопея» не только художественна, но и познавательна, исторична. В экспедициях со знанием очевидца мастер создает произведения, рассказывающие об освоении этих мест: «Дорога к берегу» 1964г., «Лодки. Салехард» 1964г., «Северное сияние» 1984г., «Вечер, самолет, лодки» 1964г. и др.
Быстрый переход одних состояний природы в другие как нельзя лучше может передать акварель с ее оперативными возможностями, и художник постоянно использует незаменимую технику в отражении природных явлений, характерных только этим широтам.
А какие эмоции и некоторое недоумение вызывает радуга в замерзающей тундре «Первый снег» 1969г.! Необыкновенная освещенность в пейзаже «Вечер. Горы» 1976г. зафиксирована звучным малиновым цветом разлитого рваного пятна, озаряющего силуэт снежного горного хребта. Лучи восходящего солнца жгут край гор веером острых лучей.
Бурлящая весенними водами в разломе ледяных берегов река несет обломки льда в извивающееся темное русло. «Весенний ручей» 1982г.
Нетронутая цивилизацией неземного, будто лунного, инопланетного ландшафта с блюдцами разбросанных озерец на мшистом просторе тундры с редкими деревьями-карликами показана в естественной первозданности. «Полярный Урал. Осень. Тундра.» 1982г.
Леденящее безмолвие, чахлые угнетенные кривые лиственницы на крутом каменистом склоне, манящая даль теплеющего горизонта, провал в белую бездну в центре композиции будоражит холодностью, строгой суровостью. «Осеннее утро» 1987г.
Огромные граненые валуны древними менгирами вздыбились памятником ушедших тысячелетий. «Полярный Урал» 1968 г.
Что-то первобытное и пугающее есть в появлении стада могучих рогатых животных, растворенных в снежной пурге. «Овцебыки» 2013г.
Тема дикой природы в творчестве Николая Мартынова занимает не последнее место. Он делится со зрителем своими открытиями, впечатлениями от увиденных заповедных мест, отраженных на многочисленных листах акварельной бумаги.
Произведения зрелого периода характеризуются единством приемов несентиментального языка художника, выработавшего собственный стиль, свой взгляд, убедительный и достоверный, свою трактовку образа без излишней патетики.
Продуманность обобщений дает ощущение величия, масштаба изображения. Благородная дозированность цвета, иногда даже монохромность или сочетание двух-трех цветов, определяют колористическую концепцию. Круг тем и сюжетов широк и разнообразен, а интонация жизнеутверждающа и немногословна, но насыщена глубинным содержанием. Во всем этом кроется сила воздействия и эстетическая ценность акварельных работ Н.У. Мартынова.
К раннему периоду относится пейзаж «Весна» 1955г., наполненный лирическим, трепетным чувством. На сближенных серебристых и мягких тонах организованное пространство дышит растворенным в воздухе зыбком мареве мерцающих мазков снежной пыли, вплавленных в плоть шероховатой бумаги. Незатейлив мотив, но что важно: прослеживается общая тенденция творчества Н.Мартынова в обыденном находить поэзию и красоту.
Из серии городских пейзажей выделяется «Купчино» 1953г., написанный по-мокрому. Влажно-туманное утро большого города раскинуло сеть железной дороги. Бесприютное мигание тусклых огоньков в серой мгле — сюжет неблизкий душе художника, тема города в дальнейшем не имела глубокого развития.
Радостная взволнованность и восхищение читается в мотивах живой природы! Николаю Мартынову близки и дороги Пушкин и Павловск с его красивейшими парками — как источник изобразительного материала. Пейзаж «Павловск. Весна. 1960г» написан в контражуре. Пронизана светом череда березок, кромки их трепещут тонким шелком на ветру ясного дня, берестяной узор покрывает сложным орнаментом стволы деревьев — главных героев на холмистом ландшафте.
Несколько работ посвящено городу Пушкину, ставшему родным, где художник провел большую часть жизни. Перед нами предстает «ушедший» город с тихими двориками, деревянной архитектурой, сохранившей дух Царского Села. «6 ноября г.Пушкин» 1955г., «Пушкинский дворик» 1955г.
С озорством мальчишки написана работа «Кот на крыше» 1952г. Изображение животного на заснеженной крыше — притягательный акцент композиции, без этого задорного штриха картина не была бы столь обаятельна.
Тема малой родины всегда волновала и вдохновляла Николая Мартынова. Этот мир, в котором он родился и вырос, воспет и сохранен в его произведениях.
В пейзаже «Дедов дом» 1982г. художник передал атмосферу далеких лет, чудом сохранившийся старый дом и вековую березу. Неслучайно художник прибегает к изображению березы, видя в этом нечто большее, нежели художественное. Для него это исток, почвенное родство, все что ему дорого. Это сама Россия.
А вот другой сельский пейзаж: «Зимняя ночь. д. Рудня» 1982г. Деревня погружена в холод зимнего вечера. Сияющий переливчатым ореолом диск луны освещает ледяным сиянием застывшую в морозном оцепенении околицу с широкой дорогой. Располагаясь по диагонали, она занимает изрядную часть композиции, как бы обращая на себя внимание. Нет, не замерзшие под тяжестью сугробов избы, главное здесь — дорога — основная артерия деревенской жизни. Недаром эта тема в реалистическом искусстве прошлого и настоящего так популярна, располагая к размышлениям, воспоминаниям, мечтам. Николай Мартынов продолжает сложившуюся живописную традицию и вносит свою трактовку в художественный образ «дороги». Для него — это путь, тайна, история, уходящая в глубь веков.
Дорога творческих исканий, неуемность натуры, страстная жажда познания мира привела художника в 1964г. на крайний Север, который вскоре занял главенствующее место в его творчестве. Воля случая разворачивает его, казалось бы, в совершенно другую сторону: неизведанную, чужую, опасную, но художник воспринимает это как подарок судьбы. Уже становится недостаточно привычного, понятного, близкого и хорошо прочувствованного материала. В далекие 60-е многим грезилась романтика далеких путешествий, уникальных исследований. Хотелось увидеть своими глазами суровый край, знакомый лишь по кинохронике, запискам исследователей и отчетам ученых.
Реальность Арктики была суровой и беспощадной, порой обманчиво ласковой, манящей в смертельную ловушку; выживали и работали в тяжелейших условиях только самые стойкие, крепкие духом и физически.
Но невиданные трудности лишь закалили волю молодого художника, укрепили убежденность в правильности выбора главной темы его произведений, помогли полностью раскрыться его дарованию. Мартынов, полюбив этот край раз и навсегда, стал служить ему всей силой своего искусства. Его покорил необыкновенный мир Севера живыми космическими спектаклями северного сияния, неземными красотами ледяных нагромождений, поражающих своим нерукотворным происхождением, величественные грозные громадины айсбергов, а так же обитающие здесь белые медведи, моржи, тюлени, лебеди. Знакомство с людьми незаурядных профессий: полярными летчиками, учеными, бурильщиками, водителями вездеходов, а так же общение с оленеводами, рыбаками, охотниками, коренными жителями Заполярья — без всего этого не состоялся бы большой художник.
Рождались новые художественные образы, вырабатывался иной изобразительный язык: сдержанная палитра красок, лаконичность, целостность и обобщенность, появилась свобода выражения, широта видения и монументальность.
Ямал, Таймыр, Чукотка, Земля Франца Иосифа, полярные станции Северный полюс 22,23,24, Архипелаг Северная Земля — вот те места, что вдохновляли к творчеству двадцать самых успешных, ярких, насыщенных и плодотворных лет Николая Мартынова.
В многочисленных акварелях он создал свой Север, грандиозный, запоминающийся, волнующий, захватывающий. Кто никогда не видел Арктику, верит художнику, что этот край такой и есть: непостижимый, ни на что не похожий, но потрясающе прекрасный.
«Северная эпопея» не только художественна, но и познавательна, исторична. В экспедициях со знанием очевидца мастер создает произведения, рассказывающие об освоении этих мест: «Дорога к берегу» 1964г., «Лодки. Салехард» 1964г., «Северное сияние» 1984г., «Вечер, самолет, лодки» 1964г. и др.
Быстрый переход одних состояний природы в другие как нельзя лучше может передать акварель с ее оперативными возможностями, и художник постоянно использует незаменимую технику в отражении природных явлений, характерных только этим широтам.
А какие эмоции и некоторое недоумение вызывает радуга в замерзающей тундре «Первый снег» 1969г.! Необыкновенная освещенность в пейзаже «Вечер. Горы» 1976г. зафиксирована звучным малиновым цветом разлитого рваного пятна, озаряющего силуэт снежного горного хребта. Лучи восходящего солнца жгут край гор веером острых лучей.
Бурлящая весенними водами в разломе ледяных берегов река несет обломки льда в извивающееся темное русло. «Весенний ручей» 1982г.
Нетронутая цивилизацией неземного, будто лунного, инопланетного ландшафта с блюдцами разбросанных озерец на мшистом просторе тундры с редкими деревьями-карликами показана в естественной первозданности. «Полярный Урал. Осень. Тундра.» 1982г.
Леденящее безмолвие, чахлые угнетенные кривые лиственницы на крутом каменистом склоне, манящая даль теплеющего горизонта, провал в белую бездну в центре композиции будоражит холодностью, строгой суровостью. «Осеннее утро» 1987г.
Огромные граненые валуны древними менгирами вздыбились памятником ушедших тысячелетий. «Полярный Урал» 1968 г.
Что-то первобытное и пугающее есть в появлении стада могучих рогатых животных, растворенных в снежной пурге. «Овцебыки» 2013г.
Тема дикой природы в творчестве Николая Мартынова занимает не последнее место. Он делится со зрителем своими открытиями, впечатлениями от увиденных заповедных мест, отраженных на многочисленных листах акварельной бумаги.
Произведения зрелого периода характеризуются единством приемов несентиментального языка художника, выработавшего собственный стиль, свой взгляд, убедительный и достоверный, свою трактовку образа без излишней патетики.
Продуманность обобщений дает ощущение величия, масштаба изображения. Благородная дозированность цвета, иногда даже монохромность или сочетание двух-трех цветов, определяют колористическую концепцию. Круг тем и сюжетов широк и разнообразен, а интонация жизнеутверждающа и немногословна, но насыщена глубинным содержанием. Во всем этом кроется сила воздействия и эстетическая ценность акварельных работ Н.У. Мартынова.
Искусствовед Марченко Н.А.
Комментарии: